среда, 29 мая 2013 г.

Написание Программы Самому. Теория. Начальные Стадии



Инструкция
1
Решите, чему будет посвящена программа, которую вы собираетесь написать, какие задачи она будет решать. Это зависит исключительно от вашей фантазии и вкусовых пристрастий. А, возможно, вы столкнулись с тем, что для решения вашей проблемы вы не нашли в интернете удобной программы и поэтому решили написать свою. Главное на этом этапе точно представлять, на какую аудиторию она будет рассчитана.
2
Определитесь - на какой операционной системе она будет работать. Среди наших соотечественников самой большой популярностью пользуется операционная система Windows. Так что если вы будете писать свою программу в расчете на нашу аудиторию, то правильнее всего остановить свой выбор именно на ней.
3
Выберите средства программирования. Для создания приложений под Windows самое большое распространение получили языки программирования: MS Visual Basic, Borland Delphi, Borland C++ Builder. Эти языки позволяют составлять программу по принципу детского конструктора – из готовых частей вы собираете единое целое.
4
Найдите свою изюминку, чем будет отличаться ваша программа от других программ этого направления.
5
Разработайте интерфейс программы. Если это ваше первое приложение остановитесь на стандартном Windows-интерфейсе. Воспользуйтесь дизайнером формы и инспектором объектов. Они помогут вам не только понять, каким будет интерфейс вашей программы еще на этапе программирования, но и задавать свойства объектов, что значительно упростит весь процесс.
6
Оформите ваши авторские идеи в алгоритм. Если ваша программа достаточно серьезная и работает со своим собственным типом файлов – зарегистрируйте его за программой. Регистрация может выполняться специальным файлом-инсталлятором, и обязательно должна иметь возможность вызова полным именем файла.
7
Напишите файл помощи. Для этого можно воспользоваться специальным компилятором. Компилятор поставляется с любой средой визуального программирования (Delphi, Visual Basic, Visual C++) hc.exe.
8
Создайте дистрибутив программы. Дистрибутив – это архивная копия вашей программы с дополнительными возможностями. Во время разархивации пользователь указывает папку, куда будет установлена программа, может тип установки и т.д. К дистрибутиву традиционно прикладывается файл readme.txt, в котором есть информация о названии и версии программы, дате ее выпуска, краткое описание. Программа написана
Полезные советы
Самая первая версия программы обычно называется “альфа”. Чаще всего она содержит много ошибок – имеет смысл ее протестировать с помощью своих друзей

Вот и до нашей страны дошла вездесущая борьба с компьютерным пиратством, карающая всех без разбора. Конечно, это еще не значит, что надо в срочном порядке тереть весь пиратский софт с домашних архивов (к счастью, пока еще правоохранительные органы не устраивают поквартирных обходов с целью выявления нелицензионного ПО). Но вот программистам-одиночкам, выпускающим свои программы в свет, нужно серьезно беспокоиться о том, чтобы их программы были сделаны с учетом законодательства.
Для среднестатистического, мелкомасштабного, читай - домашнего, программера не представляется возможным приобрести в личное пользование таких монстров софтостроения как Visual C++Borland Delphi. Да и чтобы сотворить действительно красивое оформление интерфейса программы (иконки, картинки, звуки и анимация), понадобиться еще куча денег на Photoshop, Corel...
Средний доход честного человека в нашей стране очень мал, а у студентов - и того меньше. А софт очень дорогостоящий. Как же быть, спросите вы? Выход один - нужно использовать бесплатные средства разработки, бесплатные форматы файлов. К счастью, это добро есть не только под Linux, но и под Windows.
С учетом вышесказанного сформулируем задачу: написать приложение для операционной системы Windows, обладающее следующими качествами - надежность, быстрота работы, относительно малый размер дистрибутива, работа без сторонних библиотек, обязательно наличие красивого и удобного графического интерфейса, естественно, не нарушив при этом закон и не потратив ни копейки.
Если выкинуть компиляторы/интерпретаторы типа JavaPhpPerl, а также Visual Basic (который имеет сравнительно малую популярность в нашей стране) и прочую одноориентированную и узконаправленную программистскую ересь, в нашем распоряжении находятся следующие БЕСПЛАТНЫЕ универсальные средства разработки компьютерных программ для операционной системы Windows:
  1. Visual C++ Express Edition;
  2. C++ Builder Turbo Edition;
  3. Pelles C++ for Windows;
  4. Порты с Linux типа GCC, LCC и другие СС;
  5. Borland Delphi Turbo Edition;
  6. Компилятор Странник «Модула-Си-Паскаль» (поддерживает сразу три языка Си, Паскаль, Модула). Кстати, разработан нашим соотечественником.
Разберем недостатки и преимущества каждого из представленных средств разработки, а также определим, насколько они подходят для решения поставленной нами задачи.
Около года назад в компании Мелкософт что-то произошло. Великие гиганты мысли и любители выколачивания длинного доллара из кармана доверчивых пользователей решили пойти на милость и выдали нам бесплатную версию своей знаменитой «визуальной студии», хотя немного и подрезанную, но все равно рабочую и впечатляющую, и носящую название Visual C++ Express Edition. Вкратце посмотрим, чем этот жест/жесть (нужное подчеркнуть) доброй воли поможет простому российскому кодеру. Данный компилятор бесплатен как для дома и семьи, так и для более глобального распространения. Хым… Вот только много ли из вас ограничатся созданием консольных прог под Windows 98? Дело все в том, что Мелкософтовцы, видать, по недоразумению, а может и по злому умыслу выкинули из дистрибутива экспресса все заголовочный файлы, относящиеся к визуальному программированию. Зато подарили нам свою новую библиотеку визуального программирования CLR, которая по основным концепциям подозрительно похожа на Делфевывую VCL. Но вся беда состоит в том, что CLR для своей работы требует .NET, дистрибутив которого весит 300 метров. Согласитесь, что таскать 300 метров, для того чтобы заработала программа весом в 10 метров - это чересчур большое уважение к Мелкософту.
Итог: Троечка - только за смелый шаг.
Рассмотрим другого тяжеловеса софтверного фронта. Представим, что программирование на Си++ упростилось в n-ое число раз. Говорите не может? Может :). В подтверждение этого обратим свое внимание на C++ Builder Turbo Edition. А вот насчет этого компилятора мнение общественности кардинально расходиться. С одной стороны, ключевым языком разработки является Си/Си++ (что не может не радовать приверженцев этого языка) и визуальное удобство находиться на высочайшем уровне, а с другой – есть повод для развязывания HolyWar :) – билдер написан на Делфи, а с другой – можно быстро склепать клевый интерфейс у проги, да и перед товарищами хвастануть, что типа на Си написано :).
Итог:
 В принципе, подойдет, но то, что внутренности написаны на Делфях, все же не дает мне покоя :)
Pelles C++ for Windows – хорошее бесплатное средство разработки. Можно сказать, что это «бесплатный Визуал Си» поскольку все настройки и интерфейс почти совпадают. Может компилировать Native. Есть встроенный редактор и компилятор ресурсов. Только толку от этого никакого, визуальности не больше, чем в Visual C++ Express Edition, а написать в таких условиях сложную программу - можно и до пенсии не успеть.
Итог: Жизнь коротка, писать надо быстро и качественно – боюсь, не успеем.
Рассмотрим подарки гостей с «другой вселенной». Порты с Linux типа GCC, LCC и другие СС – визуальности нуль, удобство такое же, как у предыдущего компилятора, вдобавок LCC оказался маленько нерабочим, а чтобы качнуть GCC с сайта и заставить его работать, нужно быть академиком. :)
Итог: Не берем.
Borland Delphi Turbo Edition – бесплатен, есть редактор ресурсов, позволяет писать программы для Windows 32, не требующие никаких дополнительных библиотек. Но есть и свои минусы - нет компилятора командной строки (в принципе, не велика потеря), со временем засоряет память и, что самое неприятное, для своей работы среда Турбо требует установленного dotNET. :(
Итог: Подходит
Компилятор Странник «Модула-Си-Паскаль» – отечественная разработка, перспективный компилятор, но минусы те же, что и у Pelles C++ for Windows - крайне низкая визуальность.
Итог: Патриотично, но не рентабельно. Не берем.
Графика и звук вне закона – к сожалению или к счастью, кончились ДОСовские времена, настала эра программ с визуальностью и красочностью интерфейса. Картиночки, иконки, анимация и прочая мишура, которой очень удобно скрыть общую убогость программы. :) Даже во времена ДОСа примитивная, по сегодняшним меркам, графика делалась в специальных программах - ASCII-редакторах. Для создания красивых иконок, картинок идеально подходит Adobe Photoshop, но он не по карману честному труженику софтверного фронта. Будем искать альтернативу. И найдем ее в стане портированных графических редакторов с Линукса, а именно Gimp. Простой, немного неудобный после пиратского фотошопа, но привыкнуть можно. А как же звук, спросите вы? Современный пользователь избалован и не сегодня - завтра захочет, чтобы программа на каждое его действие отвечала голосом. Как это сделать? WaveLabSoundForge и Adobe Audition требуют платы за свои возможности. На счастье, есть звуковой редактор Audacity, написанный аспирантом Домиником Мацони из Университета Карнеги Мэллона.
Формат-не формат или как не ошибиться в выборе форматов файлов – для успешного и безопасного, с точки зрения закона, программирования мало выбрать бесплатный компилятор и бесплатный мультимедиа-редактор. Представьте такую ситуацию. Вы делаете прогу, которая, анализируя системное время, говорит приятным женским голосом, сколько там натикало. Понятно, что для повышения качества голоса вам понадобиться попросить свою маму, подругу, жену, тещу, наконец, проговорить (в случае тещи прошипеть :) ) все эти цифры на микрофон. Запись, конечно, вы сделаете с помощью Audacity. А теперь вопрос: «В каком формате вы сохраните эти звуковые файлы?». В wav? Тогда вы напросто увеличите дистрибутив своей программы. В mp3? Но он запатентован, то есть за его использование тоже надо платить. Выход есть - сохраняй в формат ogg, качай заголовочные файлы для его использования - и будет тебе счастье.
Хочешь анимацию сделать? Надумал использовать Gif? Начинай сушить сухари. На него тоже есть патент. Твой выбор - Png.
Вывод. В наше непростое время все-таки можно и нужно честно трудиться

Комментариев нет:

Отправить комментарий